Еще о саундтреках

Наш главный редактор Listovk`и Алекс Экслер ведет на своем сайте обзоры видеофильмов. Он сначала долго пишет о фильме, потом выставляет ему много-много оценок (зрелищность, актерская игра, режиссерская работа, сценарий), потом пишет краткое резюме и заканчивает каждый обзор строкой под названием "нужно ли смотреть". Вот какая развернутая система оценки фильма! После прочтения некоторых из обзоров возникает ощущение, что ты не только рецензию прочитал, но еще и фильм в общих чертах просмотрел.

Однако, если у вас уже лежит видеокассета и вы мучительно размышляете, посмотреть фильм сегодня вечером или не стоит, а модем сломался или вообще за Интернет не заплачено, то позвольте представить вам мою авторскую методику определения качества фильма (без помощи Сети!). Следует проделать следующие шаги: вставить кассету в видеомагнитофон, перемотать на начало фильма и внимательно послушать (можете закрыть глаза если вам так удобнее) музыку, которая сопровождает начальные титры (то, что на английском гордо называется main titles). Ну и что там? Пара синтезаторов и бас-гитара? Тогда смело выдирайте кассету с корнем и проведите этот вечер за чтением "Божественной комедии" Данте - получите гораздо большее удовольствие. Эээ... ну, или за просмотром телевизора.

А вот если вы услышите симфонический оркестр, хор, живые ударные, аккустическую гитару и тому подобные высококачественные звучания, профессиональную аранжировку, узнаете голос известного певца или звучание культовой группы - все, тут уже не до Данте, запасайтесь едой и, не отрываясь, следите за экраном.

И ничего необычного тут нет - естественно, что бюджет фильма тратится равномерно (а точнее - каждому по потребностям, от каждого по способностям) между всеми группами, работающими на него - актерской, режиссерской, музыкальной. Поэтому общее качество фильма в большинстве случаев можно оценивать по какому-либо одному критерию. В моем случае - это музыкальное сопровождение. Спорно? Конечно спорно! Но ведь действует!

Star Wars Попробуйте поставить какой-нибудь бесспорно выдающийся блокбастер. Ну, скажем, "Звездные войны" (часть можете выбрать сами). С самого начала фильма, с известного лейтмотива, который будет переходить из одной части в другую, вас окружает великолепная, яркая музыка Джона Уильямса (кстати, он сам и дирижирует, это хороший тон у кинокомпозиторов), которая так прекрасно сочетается с происходящим на экране действом, так ровно ложится на сюжет, так обостряет впечатление от происходящего, что потом, когда слушаешь музыку отдельно, невозможно ее воспринимать абстрактно, в памяти автоматически возникают сцены фильма, проходящие под тему, которая звучит сейчас.

Кстати, о качестве музыки и ее интерпретации. Знаете кто исполняет саундтрек к упомянутому фильму (ко всем эпизодам)? Лондонский Филармонический Оркестр (не считая нескольких треков с большим количеством эстрадных ударных, которые были сыграны Бостонским Эстрадным оркестром). Если вы еще не поняли, почему я делаю такой упор на название оркестра, то, вероятнее всего, вы человек невероятно далекий от классической музыки. Поясняю: этот коллектив является одним из лучших оркестров мира. Точнее говоря, он входит в тройку "сверх-оркестров", наряду с Берлинским и Венским. Я, правда, немного отвлекся, но зато теперь все поняли, что на музыку денег создатели фильма не жалели. Вот и получился у них шедевр как в художественном плане, так и в музыкальном.

Titanic Ну а Титаник? Был бы фильм настолько кассовым и до такой степени любимым, если бы не музыка Джеймса Хорнера? В основном, конечно, это относится к песне "My heart will go on", ведь она просто оккупировала все музыкальные радиостанции на несколько месяцев. Однажды мне "посчастливилось" услышать ее 3 раза в течение 5 часов ("Радио 7 на 7 холмах"). Перебор конечно, но, видимо, народ требовал! И, если внимательно прислушаться к музыке фильма (а счастливым владельцам DVD прослушать ее отдельно), то можно заметить удивительно интересные вещи: в фильме разворачивается необычайно богатая музыкальная палитра, возникают лейтмотивы (корабля, любви, айсберга), развиваются, сталкиваются. То уходят на задний план, то буквально подавляют зрителя своей силой. А в момент гибели корабля происходит настолько многопластовое драматургическое развитие всех тем, какому бы позавидовал любой классический композитор-симфонист.

Сцена крушения корабля И, конечно, это потрясающе влияет на зрителя. Смею вас уверить - чудовище в фильме ужасов, на создание которого было потрачено, условно говоря, двести долларов и возникшее в тишине произведет меньший эффект, чем пятидесятидолларовое, появляющееся под страшный бой барабанов, замогильный перезвон колоколов или рычащие аккорды низких тромбонов.

Я увлек вас? Прекрасно. В следующий раз я предоставлю вам отчет о своем многочасовом путешествии в мир сайтов о саундтреках, попытках отыскать информацию о них и, собственно говоря, саму музыку из фильмов в mp3.

Андрей Рубцов. Oboist@mail.ru ©

Материалы, использованные для этой статьи были сперва опубликованы в Листовке -

Обзоры по теме:
Саундтреки
Сайты о саундтреках

Давайте обсудим увиденное!
Выскажите свое мнение, задайте вопрос, предложите тему

на главную | карта сайта | поиск | оркестр | композиторы | анекдоты 
mp3 недели и обзор | каталог ссылок | другие проекты | mail автора

 

 

TopList