Еще о саундтреках
Наш главный редактор
Listovk`и Алекс Экслер ведет на своем сайте обзоры
видеофильмов. Он сначала долго пишет о фильме, потом выставляет ему много-много
оценок (зрелищность, актерская игра, режиссерская работа, сценарий), потом
пишет краткое резюме и заканчивает каждый обзор строкой под названием "нужно
ли смотреть". Вот какая развернутая система оценки фильма! После прочтения
некоторых из обзоров возникает ощущение, что ты не только рецензию прочитал,
но еще и фильм в общих чертах просмотрел.
Однако, если у вас уже лежит видеокассета и вы мучительно размышляете, посмотреть
фильм сегодня вечером или не стоит, а модем сломался или вообще за Интернет
не заплачено, то позвольте представить вам мою авторскую методику определения
качества фильма (без помощи Сети!). Следует проделать следующие шаги: вставить
кассету в видеомагнитофон, перемотать на начало фильма и внимательно послушать
(можете закрыть глаза если вам так удобнее) музыку, которая сопровождает начальные
титры (то, что на английском гордо называется main titles). Ну и что там?
Пара синтезаторов и бас-гитара? Тогда смело выдирайте кассету с корнем и проведите
этот вечер за чтением "Божественной комедии" Данте - получите гораздо большее
удовольствие. Эээ... ну, или за просмотром телевизора.
А вот если вы услышите симфонический оркестр, хор, живые ударные, аккустическую
гитару и тому подобные высококачественные звучания, профессиональную аранжировку,
узнаете голос известного певца или звучание культовой группы - все, тут уже
не до Данте, запасайтесь едой и, не отрываясь, следите за экраном.
И ничего необычного тут нет - естественно, что бюджет фильма тратится равномерно
(а точнее - каждому по потребностям, от каждого по способностям) между всеми
группами, работающими на него - актерской, режиссерской, музыкальной. Поэтому
общее качество фильма в большинстве случаев можно оценивать по какому-либо
одному критерию. В моем случае - это музыкальное сопровождение. Спорно? Конечно
спорно! Но ведь действует!
Попробуйте поставить какой-нибудь бесспорно выдающийся блокбастер. Ну, скажем,
"Звездные войны" (часть можете выбрать
сами). С самого начала фильма, с известного лейтмотива, который будет переходить
из одной части в другую, вас окружает великолепная, яркая музыка Джона Уильямса
(кстати, он сам и дирижирует, это хороший тон у кинокомпозиторов), которая
так прекрасно сочетается с происходящим на экране действом, так ровно ложится
на сюжет, так обостряет впечатление от происходящего, что потом, когда слушаешь
музыку отдельно, невозможно ее воспринимать абстрактно, в памяти автоматически
возникают сцены фильма, проходящие под тему, которая звучит сейчас.
Кстати, о качестве музыки и ее интерпретации. Знаете кто исполняет саундтрек
к упомянутому фильму (ко всем эпизодам)? Лондонский Филармонический Оркестр
(не считая нескольких треков с большим количеством эстрадных ударных, которые
были сыграны Бостонским Эстрадным оркестром). Если вы еще не поняли, почему
я делаю такой упор на название оркестра, то, вероятнее всего, вы человек невероятно
далекий от классической музыки.
Поясняю: этот коллектив является одним из лучших оркестров мира. Точнее говоря,
он входит в тройку "сверх-оркестров", наряду с Берлинским и Венским. Я, правда,
немного отвлекся, но зато теперь все поняли, что на музыку денег создатели
фильма не жалели. Вот и получился у них шедевр как в художественном плане,
так и в музыкальном.
Ну а Титаник? Был бы фильм настолько кассовым и до такой степени любимым,
если бы не музыка Джеймса Хорнера? В основном, конечно, это относится к песне
"My heart will go on", ведь она просто оккупировала все музыкальные
радиостанции на несколько месяцев. Однажды мне "посчастливилось" услышать
ее 3 раза в течение 5 часов ("Радио 7 на 7 холмах"). Перебор конечно,
но, видимо, народ требовал! И, если внимательно прислушаться к музыке фильма
(а счастливым владельцам DVD прослушать ее отдельно), то можно заметить удивительно
интересные вещи: в фильме разворачивается необычайно богатая музыкальная палитра,
возникают лейтмотивы (корабля, любви, айсберга), развиваются, сталкиваются.
То уходят на задний план, то буквально подавляют зрителя своей силой. А в
момент гибели корабля происходит настолько многопластовое драматургическое
развитие всех тем, какому бы позавидовал любой классический композитор-симфонист.
И, конечно, это потрясающе влияет на зрителя. Смею вас уверить - чудовище
в фильме ужасов, на создание которого было потрачено, условно говоря, двести
долларов и возникшее в тишине произведет меньший эффект, чем пятидесятидолларовое,
появляющееся под страшный бой барабанов, замогильный перезвон колоколов или
рычащие аккорды низких тромбонов.
Я увлек вас? Прекрасно. В следующий раз я предоставлю вам отчет о своем
многочасовом путешествии в мир сайтов о саундтреках, попытках отыскать информацию
о них и, собственно говоря, саму музыку из фильмов в mp3.
Андрей Рубцов. Oboist@mail.ru ©
Материалы,
использованные для этой статьи были сперва опубликованы в Листовке -
Обзоры по теме: |
Давайте
обсудим увиденное!
Выскажите свое мнение, задайте вопрос, предложите
тему
на
главную | карта сайта | поиск
| оркестр | композиторы |
анекдоты
mp3
недели и обзор |
каталог ссылок | другие
проекты | mail автора