Деревянные
духовые
Флейта
Флейта (от
немецкого - Flote), деревянный духовой музыкальный инструмент, по своему
способу звукоизвлечения - самый примитивный из духовых. Многочисленные разновидности
флейты, начиная с простейших свистулек, известны с древности. То есть, с другой
стороны, современная флейта и есть одна из разновидностей свистулек, только
очень усложненная, оснащенная клапанами, рычагами и сделанная из металла.
Распространившаяся в Европе в 17 веке продольная флейта (сейчас бы
ее назвали блокфлейтой, хотя это был несколько другой инструмент) была
вытеснена поперечной, которая в 18 столетии стала не только сольным и ансамблевым
инструментом, но и постоянным членом оркестра. Современный тип поперечной
флейты был изобретен немецким мастером Бемом в двадцатых годах 19 века, флейта
получила большую беглость, звук стал пронзительнее, ярче и очень эффектным.
Это было нужно для оркестра - как раз в то время идет нарастание его состава,
увеличение звучности.
Конечно, невозможно было обойтись и без потерь - в этом инструменте пропало
очарование камерного звучание, барочной мягкости и интимности. В настоящее
время существуют следующие разновидности флейт: малая (или piccolo),
альтовая (flauto alto) и басовая флейта (flauto basso) - последняя
очень редка, есть лишь в немногих оркестрах и как следствие редко задействована
в произведениях (для любителей больших флейт - http://www.contrabass.com/pages/flutes.html).
Более дальние родственники флейты чрезвычайно многочисленны - начиная от флейты
Пана (сразу вспоминается лейттема из фильма "Однажды в Америке") и заканчивая
эдаким мутантом - джазовой флейтой с кулисой (как у тромбона, т.е.
с возможностью глиссандо).
Флейта по природе звука - жизнерадостный и веселый инструмент, однако она
может изобразить и светлую печаль ("Прелюдия к послеполуденному отдыху
Фавна" Дебюсси) и беспробудную тоску (финал 4 симфонии Брамса)
и фантастические моменты (много примеров есть в "Волшебном стрелке"
Вебера)
В современном оркестре обычно есть 2 флейты + piccolo, однако в больших сочинениях
их состав может быть значительно увеличен (до 4 флейт, 2 piccolo и альтовой
флейты - 6 симфония Канчели)
Большое собрание ссылок
по теме
Нотки для флейты не желаете?
Гобой
Эээ... это отдельный разговор
Нотки для гобоя не желаете?
Кларнет
Кларнет
(от французского clarinette, в свою очередь произошедшего от лат. clarus
- ясный звук), деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент. Сконструирован
в начале 18 века.
В оркестр его ввели Гайдн и композиторы
майнгемской школы и как только он появился среди духовых все композиторы признали
его неоспоримую ценность. Как известно Вольфганг
Амадей Моцарт переинструментовал свои поздние симфонии (в том числе и
самую известную - №40) добавив в духовую группу кларнеты (и отдал им почти
все solo, кстати).
Кларнет имеет, пожалуй, самый большой диапазон выразительных средств. В ранних
симфониях Скрябина, например, это проникновенная кантилена, овеянная негой
и чистотой экспрессия. В симфониях Шостаковича (как например в разработке
8-й) это саркастичестические ужимки, злобные взвизги. У Рихарда Штрауса (в
"Тиль Уленшпигеле") - колоритный смех. Он прекрасно подходит для всяческих
фигураций и ненавязчивых аккомпанементов (так любимых Густавом
Малером). Прекрасный образец медитативной лирики можно найти в 5 симфонии
Сильвестрова.
В современной практике употребительны сопрановые кларнеты, кларнет-пикколо
(итал. piccolo) - in A или in Es, альтовый (т. н. бассетгорн), басовый - колоритный
член кларнетового семейства нижние ноты которого являются прекрасным басом
для любого ансамбля (мне лично, сразу вспоминается середина 1-й части "Симфонических
танцев" Рахманинова (послушать
в Real Audio), где он создает бархатный фон, спускаясь до самых
нижних нот).
Ресурсы о кларнете:
http://www.selmer.com/clarinet/discus/index.html
http://cctr.umkc.edu/user/etishkoff/clarinet.html
Саксофон
Вы будете смеяться, но саксофон (вернее саксофоны - сопранино, сопрано, альт, тенор, баритон и бас и контрабас) тоже является разновидностью кларнета. Вот их сколько. Он широко распространены в jass- и pop- музыке, для классического оркестра они малоприемлимы, хотя... Бизе, Равель, Гершвин, Рахманинов, Прокофьев... |
|
Фагот
Фагот
(от итальянского fagotto, буквально - узел, связка) деревянный духовой
музыкальный инструмент. Возник в 1-й половине 16 века. Имеет самый большой
диапазон из всех деревянных духовых (более 3-х октав). Надо сказать, что вообще,
как правило у низких инструментов диапазон велик из-за того, что их обертоны
не так высоки, а следовательно их не так тяжело извлекать. Фаготисты сидят
во втором ряду духовой группы, рядом с кларнетами, обычно в оркестре используется
2 фагота.
Для больших сочинений обычен и контрафагот - единственная широко распространенная
разновидность фагота. Это самый низкий инструмент оркестра (не считая экзотических
контрабасовых кларнетов и саксофонов или органа - непостоянного участника
оркестра). Он может брать ноты на кварту ниже контрабаса и на секунду ниже
арфы. Лишь концертный рояль может "гордиться" - его самая нижняя нота, ля
субконтроктавы, - это рекорд. Правда, как на стометровке - на доли секунды,
а по музыкальному - на пол-тона.
Впрочем, пожалуй, я слишком увлекся оркестровыми рекордами. По звуковым возможностям
фагот находится на последнем месте среди духовых - беглость средняя, динамические
возможности средние, диапазон используемых образов тоже невелик. В основном
это либо сердитые или настойчивые фразы с типично замедленной атакой звука
(самый характерный пример - образ дедушки из "Пети и волка" Прокофьева),
либо скорбные интонации, чаще всего в высоком регистре (как например в побочной
партии репризы 1-й части 7 симфонии Шостаковича
- она более известна как "Ленинградская"). Обычное дело для группы
фаготов - дублирование струнных басов (т.е. виолончелей и контрабасов), это
придает мелодической линии большую плотность, связность.
Из сочетаний инструментов самыми характерными являются - фагот + кларнет
(начало "Ромео и Джульетты" Чайковского
- хорал 4-х инструментов), фагот + валторна (особенно это было популярно
в те времена, когда в оркестре сидело лишь 2 валторны - классическая гармония
требует четырех голосов, а это сочетание воспринимается как совершенно однородное
звучание). Естественно, остальные сочетания не исключаются - каждый "микс"
полезен и употребим в определенном месте.
Ссылки по теме:
http://bassoon.org/page1.htm
http://www.classicweb.com/Bassoon.htm
Если Вы владеете английским - прочитайте анекдоты
про фаготистов. Они того стоят!
Кликните на картинке для увеличения.
на
главную | карта сайта | поиск
| оркестр | композиторы |
анекдоты
mp3
недели и обзор |
каталог ссылок | другие
проекты | mail автора