Людвиг
ван Бетховен
Послушать сочинения автора в Real Audio
(1770—1827)
Немецкий композитор, пианист, дирижёр. Первоначальное музыкальное образование получил у отца, певчего Боннской придворной капеллы, и его сослуживцев. С 1780 ученик К. Г. Нефе, воспитавшего Бетховена в духе немецкого просветительства. С 13-летнего возраста органист Боннской придворной капеллы. В 1787 Бетховен посетил в Вене В. А. Моцарта, который высоко оценил его искусство фортепьянной импровизации. После окончательного переезда в Вену (1792) Бетховен как композитор совершенствовался у И. Гайдна, И. Г. Альбрехтсбергера, пользовался советами И. Шенка, А. Сальери, Э. Фёрстера. Концертные выступления Бетховена в Вене, Праге, Берлине, Дрездене, Буде проходили с огромным успехом. К началу 1800-х гг. Бетховен — автор многих произведений, поражавших современников бурным драматизмом и новизной музыкального языка. В их числе: фортепьянные сонаты № 8 («Патетическая») и 14 (т. н. Лунная), первые 6 струнных квартетов. В 1800 была исполнена 1-я симфония Бетховена. Прогрессирующая глухота, первые признаки которой появились в 1797, заставила Бетховена впоследствии постепенно сократить концертную деятельность, а после 1815 от неё отказаться. В произведениях 1802—12 полностью выявились характерные признаки зрелого стиля Бетховена. В последний период творчества появились его величайшие создание — 9-я симфония с заключительным хором на слова оды «К радости» Шиллера и Торжественная месса, а также шедевры его камерной музыки — сонаты для фортепьяно № 28—32 и квартеты № 12—16.
На формирование мировоззрения Бетховена сильнейшее воздействие оказали события Великой французской революции; его творчество тесно связано с современным ему искусством, литературой, философией, с художественным наследием прошлого (Гомер, Плутарх, У. Шекспир, Ж. Ж. Руссо, И. В. Гёте, И. Кант, Ф. Шиллер). Основной идейный мотив творчества Бетховена — тема героической борьбы за свободу, воплощённая с особенной силой в 3-й, 5-й, 7-й и 9-й симфониях, в опере «Фиделио», в увертюре «Эгмонт», в фортепьянной сонате № 23 (т. н. Appassionata) и др. Вместе с тем Бетховен создал множество сочинений, выражающих тончайшие личные переживания. Бесконечно широк лирический диапазон его adagio и largo.
Представитель венской классической школы, Бетховен вслед за И. Гайдном и В. А. Моцартом разрабатывал формы классической музыки, позволяющие отразить разнообразные явления действительности в их развитии. Сонатно-симфонический цикл был Бетховеным расширен, наполнен новым драматическим содержанием. В трактовке главной и побочной партий и их соотношения Бетховен выдвинул принцип контраста как выражения единства противоположностей. Этим в значительной мере обусловлены расширение круга тональностей побочных партий, повышение роли связующих и заключительных партий, увеличение масштаба разработок и введение в них новых лирических тем, динамизация реприз, перенесение общей кульминации в развёрнутую коду. С этим же связано и более широкое понимание границ тональности и сферы действия тонального центра, чем у его предшественников. Бетховен расширил оркестровые диапазоны ведущих голосов, интенсифицировал выразительность всех оркестровых партий. Важную роль в формировании стиля композитора сыграла его работа над техникой варьирования и вариационной формой. Совершенствуя найденную им форму свободных вариаций (финал фортепьянной сонаты № 30, вариации на тему Диабелли, 3-я и 4-я части 9-й симфонии и др.), Бетховен существенно обогатил и традиционные типы варьирования (Andante из 5-й симф., 32 вариации для фортепьяно c-moll, медленные части фортепьянных сонат № 23 и 32). С новым принципом сочинения вариаций связан и новый подход к полифонической технике. В произведениях последнего периода имитационная полифония фигурирует как составной элемент разработок (фортепьянная соната № 28), как начальная или заключительная часть цикла (фортепьянные сонаты № 29, 31, квартет № 14). Большое значение приобретает контрастная (неимитационная) полифония. Так, в Allegretto из 7-й симфонии тема и контрапункт образуют мелодическое «двуединство», обладающее совершенно особой, глубоко проникновенной экспрессией.
Богатый материал для изучения творческого метода Бетховена дают наброски и эскизы, которые сохранились в его музейном архиве (св. 7500 листов). Большой биографический интерес представляют т. н. разговорные тетради, которыми Бетховен пользовался для ведения бесед с момента наступления полной глухоты (1818). Наследие Бетховена изучали русские музыканты; упоминания о его произведениях часто встречаются в русской классической литературе и литературной критике.
оперы-
Огонь Весты (Vestas Feuer, либретто Э. Шиканедера, 1-я сцена, 1803), Фиделио
(либретто И. Зонлейтнера и Г. Ф. Трейчке по сюжету пьесы "Леонора, или
Супружеская любовь" Буйи, 1-я редакция под названием Леонора, ор. 72,
1803-05, поставлена под названием Фиделио, или Супружеская любовь, Fidelio,
oder die eheliche Liebe, 1805, театр "Ан дер Вин", Вена; 2-я редакция,
с добавлением увертюры Леонора № 3, ор. 72, 1806, поставлена 1806, там же;
3-я редакция ор. 72, 1814, поставлена 1814, Придворный национальный оперный
театр, Вена); балеты- музыка к Рыцарскому балету (Musik zum Ritterballett,8
номеров, WoO 1, 1790-91), Творения Прометея (Die Geschopfe des Prometheus,
по сценарию С. Вигано, ор. 43, 1800-01, поставлен 1801, Придворный национальный
оперный театрр, Вена);
для хора и солистов с оркестром-
оратория Христос на Масличной горе (Christus am Olberge, cлова Ф. К. Хубера,
ор. 85, 1802-03), Месса C-dur (ор. 86, 1807), Торжественная месса (Missa Solemnis,
D-dur, ор.123, 1819-23); кантаты - На смерть Иосифа II (Kantate auf den Tod
Kaiser Josephs II., cлова С. А. Авердонка, WoO 87, 1790), На вступление в
царствование Леопольда II (Auf die Erhebung Leopolds II zur Kaiserwurde, cлова
С. А. Авердонка, WoO 88, 1790), Славное мгновение (Der glorreiche Augenblick,
cлова А. Вейсенбаха, ор. 136, 1814), Морская тишь и счастливое плавание (Meeresstille
und gluckliche Fahrt, слова И. В. Гете, ор. 112, 1814-1815);
арии-
Соблазн поцелуя (Prufung des Kussens, WoO 89, около 1790), С девчонками смеяться
(Mit MadeIn sich vertragen, cлова И. В. Гётe.WoO 90, около 1790), две арии
к зингшпилю-Прекрасная башмачница (Die schone Schueterin, WoO 91, 1796);
сцены и арии-
Первая любовь (Prirno amore, WoO 92, 1795-1802), О, изменник (Ah, perfido,
ор. 65, 1796), Нет, не тревожься (No, non turbati, cлова П. Метастазио, WoO
92а, 1801-1802);
терцет -
Трепещи, нечестивость (Tremate, empitremate, cлова Беттони, ор. 116, 1801-1802);
дуэт-
В дни твоего счастья вспоминай обо мне (Nei giorni tuoi felici ricordati di
me, cлова П. Метастазио, WoO 93, 1802); песни для хора с оркестром-
В честь светлейших союзников (Chor auf die verbundeten Fursten, слова К. Бернарда,WoO
95, 1814), Союзная песня (Bundeslied, cлова И. В. Гёте, ор. 122, 1797; переработана
1822-1824), хор из праздничного представления-Освящение дома (Die Weihe des
Hauses, cлова К. Майсля, WoO 98, 1822), Жертвенная песня (Opferlied, cлова
Ф. Маттиссона, ор. 121, 1824) и др.;
для симфонического оркестра-
9 симфоний: № 1 (C-dur, ор. 21, 1799-1800), № 2 (D-dur, ор. 36, 1800-1802),
№ 3 (Es-dur, Героическая, ор. 55, 1802-1804), № 4 (B-dur, ор. 60, 1806), №
5 (c-moll, ор. 67, 1804-1808), № 6 (F-dur, Пасторальная, ор. 68, 1807-1808),
№ 7 (A-dur, ор. 92, 1811-1812), № 8 (F-dur, ор. 93, 1811-1812), № 9 (d-moll,
ор. 125, с заключительным хором на cлова оды "К радости" Шиллера,
1817 и 1822-1823); Победа Веллингтона, или Битва при Виттории (Wellingtons
Sieg oder die Schlacht bei Vittoria, первоначально написана для механического
музыкального инструмента пангарманикона И. Н. Мельцеля, ор. 91, 1813);
увертюры-
к балету-Творения Прометея (ор. 43, 1800- 1801), к трагедии "Кориолан"
Коллина (c-moll, ор. 62, 1807), Леонора № 1 (C-dur, ор. 138, 1805), Леонора
№ 2 (C-dur, ор. 72, 1805), Леонора № 3 (C-dur, ор. 72, 1806), к опере "Фиделио"
(E-dur, ор. 72, 1814), к трагедии "Эгмонт" Гёте (f-moll, ор. 84,
1809-1810), к пьесе "Афинские развалины" Коцебу (G-dur, ор. 113,
1811), к пьесе "Король Стефан" Коцебу (Es-dur, ор. 117, 1811), Именинная
(Zur Namensfeier, C-dur, ор. 115, 1814), Освящение дома (Die Weihe des Hauses,
C-dur, cлова К. Майсля, ор.124, 1822); танцы- 12 менуэтов (WoO 7, 1795), 12
немецких танцев (WoO 8, 1795), 6 менуэтов (WoO 10, 1795), 12 менуэтов (WoO
12, 1799), 12 немецких танцев (WoO 13, около 1800), 12 контрдансов (WoO 14,
1800-1801), 12 экосезов (WoO 16, около 1806 ?), Поздравительный менуэт (Gratulations-Menuett,
Es-dur, WoO 3, 1822);
для одного инструмента с
оркестром-
концерт для скрипки (C-dur, отрывок, WoO 5, 1790-1792), рондо для фортепиано
(B-dur, WoO 6, около 1795);5 концертов для фортепиано: № 1 (C-dur, ор. 15,
1795-1796; переработан 1798), № 2 (B-dur, ор. 19, 1-я редакция 1794-1795;
2-я редакция 1798), № 3 (c-moll, ор. 37, 1800), № 4 (G-dur, ор. 58, 1805-1806),
№ 5 (Es-dur, ор. 73, 1808-1809), концерт для скрипки(D-dur, ор. 61, 1806);
для ансамбля инструментов
с оркестром-
Тройнoй концерт для фортепиано, скрипки и виолончели (C-dur, ор. 56, 1803-1804);
для духового оркестра-
4 марша (F-dur, C-dur, F-dur, D-dur, WoO 18, WoO 19, WoO 20 и WoO 24, 1809,
1809-1810, 1810-1816), полонез (D-dur, WoO 21, 1810), 2 экосеза (D-dur, G-dur,
WoO 22, WoO 23, 1810) и др.;
для ансамбля инструментов-
октет для 2 гобоев, 2 кларнетов, 2 валторн и 2 фаготов (Еs-dur, ор. 103, 1792),
рондо (Es-dur для такого же состава, WoO 25, 1792), 11 мёдлингских танцев
(для 7 духовых и струнных инструментов, WoO 17, 1819), септет для скрипки,
альта, виолончели, контрабаса, кларнета, валторны и фагота (Es-dur, ор. 20,
1799-1800), секстет для 2 кларнетов, 2 валторн и 2 фаготов (Es-dur, ор. 71,
1796), секстет для струнного квартета и 2 валторн (Es-dur, ор. 81б, 1794 или
начало 1795), 3 струнных квинтета (Es-dur, ор. 4, переработан из октета для
духувых инструментов ор. 103, 1795-1796; C-dur, ор. 29, 1800-1801; c-moll,
ор. 104, переработан из фортепиано трио ор. 1 № 3, 1817), квинтет для фортепиано,
гобоя, кларнета, фагота и валторны (Es-dur, ор. 16, 1794-1796); 16 струнных
квартетов: № 1-6 (F-dur, G-dur, D-dur, c-moll, A-dur, B-dur, op. 18, 1798-1800),
№ 7-9 (F-dur, e-moll, C-dur, посвящены А. К. Разумовскому, ор. 59, 1805- 1806),
№ 10 (Es-dur, ор.74, 1809), № 11 (f-moll, ор. 95, 1810), № 12 (Es-dur, ор.
127, 1822-1825), № 13 (B-dur, ор. 130, 1825- 1826), № 14 (cis-moll, ор. 131,
1825-1826), № 15 (a-moll, ор. 132, 1825), № 16 (F-dur, ор. 135, 1826); Большая
фуга для струн. квартета (B-dur, ор. 133, первоначально предполагалась, как
заключительная часть квартета ор. 130, 1825), 3 квартета для фортепиано, скрипки,
альта и виолончели (Es-dur, D-dur, C-dur, WoO 36, 1785), трио для фортепиано,
скрипки и виолончели (Es-dur, WoO 38, около 1790-1791; Ев-dur, G-dur, c-moll,
op. 1, 1793-1794; D-dur, Es-dur, op. 70, 1808; B-dur, op. 97, 1811; B-dur,
WoO 39, 1812); 14 вариаций для фортепиано трио (Es-dur, ор. 44, 1803?), трио
для фортепиано, кларнета и виолончели (B-dur, ор. 11, 1798), трио для фортепиано,
флейты и фагота (G-dur, WoO 37, между 1786-87 и 1790), трио для скрипки, альта
и виолончели (Es-dur, ор, 3, 1792; G-dur, D-dur, c-moll, op. 9, 1796-1798),
cеренада для того же состава (D-dur, ор. 8, 1796-1797), серенада для флейты,
скрипки и альта (D-dur, ор. 25, 1795-1796), трио для 2 гобоев и английского
рожка (C-dur, ор, 87, 1794), вариации для 2 гобоев и английского рожка на
тему песни "Дай мне руку, жизнь моя" из оперы "Дон Жуан"
Моцарта (C-dur, WoO 28, 1796-1797), и др.;
ансамбли для двух инструментов-
для фортепиано и скрипки: 10 сонат -№ 1, 2, 3 (D-dur, A-dur, Es-dur, ор. 12,
1797-1798), № 4 (a-moll, op. 23, 1800-1801), № 5 (F-dur, op. 24, 1800-1801),
№ 6, 7, 8 (A-dur, c-moll, G-dur, op. 30, 1801-1802), № 9 (A-dur, Крейцерова,
op. 47, 1802-1803), № 10 (G-dur, op. 96, 1812); 12 вариаций на тему из оперы
"Свадьба Фигаро" Моцарта (F-dur, WoO 40, 1792-1793), рондо (G-dur,
WoO 41, 1792), 6 немецких танцев (WoO 42, 1795 или 1796);для фортепиано и
виолончели- 5 сонат: № 1, 2 (F-dur, g-moll, op. 5, 1796), № 3 (A-dur, op.
69, 1807-1808), № 4 и 5 (C-dur, D-dur, op. 102, 1815); 12 вариаций на тему
из оперы "Волшебная флейта" Моцарта (F-dur, ор. 66, около 1798),
12 вариаций на тему из оратории "Иуда Маккавей" Генделя (G-dur,
WoO 45, 1796), 7 вариаций (Es-dur, на тему из оперы "Волшебная флейта"
Моцарта (Es-dur, WoO 46, 1801) и др.; для фортепиано и валторны- соната (F-dur,
ор. 17, 1800); дуэт для 2 флейт (G-dur, WoO 26, 1792), дуэт для альта и виолончели
(Es-dur, WoO 32, около 1795-1798), 3 дуэта для кларнета и фагота (C-dur, F-dur,
B-dur, WoO 27, до 1792) и др.;
для фортепиано в2 руки-
сонаты:
3 сонаты для фортепиано (Es-dur, f-moll, D-dur, так называемые Kurfurstensonaten,
WoO 47, 1782-1783), Лёгкая соната (отрывок, C-dur, WoO 51, 1791-1792), 2 частные
сонатины (F-dur, WoO 50, 1788-1790);
32 сонаты для фортепиано-
№ 1, 2, 3 (f-moll, A-dur, C-dur, op. 2, 1795), № 4 (Es-dur, op. 7, 1796-1797),
№ 5, 6, 7 (c-moll, F-dur, D-dur, op. 10, 1796-1798), № 8 (c-moll. Патетическая,
ор. 13, 1798-1799), № 9 и 10 (E-dur, G-dur, ор. 14, 1798- 1799), № 11 (B-dur,
op. 22, 1799-1800), № 12 (As-dur, op. 26, 1800-1801), № 13 (Es-dur, "Sonata
quasi una Fantasia", op. 27 № 1, 1800-1801), № 14 (cis-moll, "Sonata
quasi una Fantasia", так называемая "Лунная", op. 27 № 2, 1801),
№ 15 (D-dur, т. н. "Пасторальная", ор. 28, 1801), № 16, 17 и 18
(G-dur, d-moll, Es-dur, op. 31, 1801-1803), № 19 и 20 (g-moll, G-dur, op.
49, 1795- 1796, закончены в 1798), № 21 (C-dur, так называемая "Аврора",
ор. 53, 1803-1804), № 22 (F-dur, ор. 54, 1804), № 23 (f-moll, "Appassionata",
op. 57, 1804-1805), № 24 (Fis-dur, ор. 78, 1809), № 25 (G-dur, op. 79, 1809),
№ 26 (Es-dur, op. 81-a, 1809-1810), № 27 (e-moll, op. 90, 1814), № 28 (A-dur,
op. 101, 1816), № 29 (B-dur, op. 106, 1817-1818), № 30 (E-dur, op. 109, 1820),
№ 31 (As-dur, ор. 110, 1821), № 32 (c-moll, op. 111, 1821-1822);
вариации для фортепиано:
9 вариаций на тему марша Э. К. Дреслера (c-moll, WoO 63, 1782), 6 лёгких вариаций
на тему швейцарской песни (F-dur, WoO 64, около 1790), 24 вариации на тему
ариетты "Venni Amore" Ригини (D-dur, WoO 65, 1790), 12 вариаций
на тему менуэта из балета "La Nozze disturbato" Гейбеля (C-dur,
WoO 68, 1795), 13 вариаций на тему ариетты "Es war einmal ein alter Mann"
из зингшпиля "Красная шапочка" ("Das rote Кaррchen" Диттерсдорфа,
A-dur, As-dur, WoO 66, 1792), 9 вариаций на тему из оперы "Мельничиха"
("La Molinara", Дж. Паизиелло, A-dur, WoO 69, 1795), 6 вариаций
на тему дуэта из той же оперы (G-dur, WoO 70, 1795), 12 вариаций на тему русского
танца из балета "Лесная девушка" ("Das Waldmadchen" П.
Враницкого, A-dur, WoO 71, 1796), 8 вариаций на тему из оперы "Ричард
Львиное Сердце" Гретри (C-dur, WoO 72, 1796-1797), 10 вариаций на тему
из оперы "Фальстаф" А. Сальери (B-dur, WoO 73, 1799), 6 вариаций
на собственную тему (G-dur, WoO 77, 1800), 6 вариаций (F-dur, ор. 34, 1802),
15 вариаций с фугой на тему из балета "Творения Прометея" (Es-dur,
ор. 35, 1802), 7 вариаций на тему английской песни "God save the King"
(C-dur.WoO 78, 1803), 5 вариаций на тему английской песни "Rule Britannia"
(D-dur, WoO 79, 1803), 32 вариации на собственную тему (c-moll, WoO 80, 1806),
33 вариации на тему вальса А. Диабелли (C-dur, ор. 120, 1819-1823), 6 вариаций
для фортепиано или с сопровождением флейты или скрипки на темы 5 шотландских
и одной австрийской народных песен (ор. 105, 1817-1818), 10 вариаций на темы
2 тирольских, 6 шотландских, украинской и русской народных песен (ор. 107,1817-1818)
и др.;
багатели для фортепиано:
7 багателей (ор. 33, 1782-1802), 11 багателей (ор. 119, 1800-1804 и 1820-
1822), 6 багателей (ор. 126, 1823-1824);
рондо для фортепиано:
C-dur (WoO 48, 1783), A-dur (WoO 49,1783), C-dur (op. 51, № 1, 1796-1797),
G-dur (op. 51 № 2, 1798-1800), рондо-каприччио- Ярость из-за потерянного гроша
(Die Wut uber den verlorenen Groschen, G-dur, op. 129, между 1795 и 1798),
Andante (F-dur, WoO 57, 1803-1804), и др.пьесы для фортепиано;
для фортепиано в 4 руки-
соната (D-dur, ор. 6, 1796-1797), 3 марша (ор. 45, 1802, 1803), 8 вариаций
на тему Ф. Вальдштейна (WoO 67, 1791-1792), песня с 6 вариациями на стихотворение
"Всё в мыслях ты" Гёте ("Ich denke dein", D-dur, WoO 74,
1799 и 1803-1804), и др.;
для органа-
фуга (D-dur, WoO 31, 1783), 2 прелюдии (ор. 39, 1789);
для голоса с фортепиано-
песни, в том числе: Дни мои влекутся (Que le temps me dure, cл. Ж. Ж. Руссо,
WoO 116, 1792-1793), 8 песен (op. 52, до 1796, среди них: Майская песня -
Mailied, cл. И. В. Гёте; Прощание Молли - Mollys Аb-schied, cл. Г. А. Бюргера;
Любовь - Die Liebe, cл. Г. Э. Лессинга; Сурок-Marmotte, cл, И. В. Гёте; Чудоцвет-Das
Blumchen Wunderhold, cл. Г. А. Бюргера), 4 ариетты и дуэт (№№ 2-5, cл. П.
Метастазио, ор. 82, 1790-1809), Аделаида (cл. Ф. Маттиссона, ор. 46, 1795-1796),
6 песен на cл. X. Ф. Геллерта (ор. 48, 1803), Жажда свидания (Sehnsucht, cл.
И. В. Гёте, WoO 134, 1807-1808), 6 песен (ор. 75, № 3-4-до 1800, №№ 1, 2,
5, 6 - 1809, среди них: на cл. И. В. Гёте - Песня Миньоны- Mignon, Новая любовь,
новая жизнь-Neue Liebe, neues Leben, Песня о блохе-из <Фауста> Гёте
-
на
главную | карта сайта | поиск
| оркестр | композиторы |
анекдоты
mp3
недели и обзор |
каталог ссылок | другие
проекты | mail автора