Рихард
Штраус
1864-1949
Немецкий композитор, дирижёр, музыкально-общественный деятель. С детства обучался игре на фортепьяно и скрипке. Изучал гармонию, контрапункт, инструментовку под руководством Ф. В. Мейера. Первые навыки дирижирования получил в любительском оркестре. Выступал с оркестрами Майнингена, Берлина, руководил оркестрами Государственной оперы в Дрездене и в Вене. С 1924 гастролировал в странах Европы (в России в 1896) и в США, выступал в Байрейтских фестивалях. В 1901—09 председатель Всегерманского музыкального союза, в 1917—20 руководитель класса композиторского мастерства в Берлинской академии искусств.
Ведущий жанр творчества Штрауса в 1880-х гг. —симфоническая поэма или фантазия,
с 1900 — опера (всего 6, многие оперы созданы в содружестве с австрийским
драматургом X. Гофмансталем). Творчество Штрауса , тесно связанное с традициями
романтического искусства (Р. Вагнер, И. Брамс, Ф. Лист), немецкой поэзией
и философией (И. В. Гёте, И. Эйхендорф, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше), отразило
характерные тенденции западно-европейского искусства 1-й половины 20 в. Штраус
прошёл путь от позднего романтизма к экспрессионизму, а затем — к неоклассицизму.
Отталкиваясь от опыта Листа (одночастность, принципы монотематизма, лейтмотивного
развития, трансформации тем), Штраус создал тип симфонической поэмы, в которой
философская концепционность сочетается с яркой изобразительностью, театральностью
музыкальных характеристик. Многие симфонические поэмы и фантазии Штрауса связаны
с произведениями мировой литературы («Макбет» по У. Шекспиру, «Дон Жуан» по
Н.Ленау, «Дон Кихот» по М. Сервантесу), а также философскими учениями («Так
говорил Заратустра» по Ф. Ницше). Симфоническим поэмам близки симфонии Штрауса
, среди которых особенно известны одночастная «Домашняя» и «Альпийская», продолжающая
линию 6-й «Пасторальной» симфонии Бетховена и являющаяся по существу программной
симфонической поэмой.
Оперное творчество Штрауса отличается жанровым многообразием. Первая опера («Гунтрам», 1893) написана по образцу вагнеровских музыкальных драм. В «Саломее» (1905) и «Электре» (1908) близость к экспрессионизму проявилась в обострённости выразительных средств, передающих состояние напряжённости, порой экзальтации (обилие хроматизмов и задержаний, элементы политональности, полиритмические эффекты, мощная и красочная инструментовка, оркестр увеличенного состава).
Стилевой поворот от повышенной экспрессивности и сложности музыкального языка к нарочитой простоте, прозрачности и экономности выразительных средств произошёл в опере «Кавалер розы» (1910), отличающейся ясностью языка, изящной комедийностью в духе опер-буффа В. А. Моцарта. В русле неоклассицизма созданы также оперы «Ариадна на Наксосе» (1912), «Молчаливая женщина» (1935), «Дафна» (1937) и др. Разнообразное по стилю оперное творчество Штрауса оказало влияние на развитие музыкального театра 20 века. Сохранилось большое эпистолярное наследие Штрауса (издана переписка с X. Бюловом, X. Гоф-мансталем, Р. Ролланом, Г. Малером, Э. Шухом, И. Грегором, С. Цвейгом, К. Краусом, В. Шу, Р. Хартманном и др.). Штраусу принадлежит также новая редакция трактата об оркестровке Г. Берлиоза («Instrumenta-lionslehre», 1905 ).
Статьи по теме: Два штрауса
на
главную | карта сайта | поиск
| оркестр | композиторы |
анекдоты
mp3
недели и обзор |
каталог ссылок | другие
проекты | mail автора