7 вещей, которые вы не слышали
но которые стоят того!


В любом деле невозможно добиться совершенства. Можно только стремиться приблизиться к нему. Это процесс непрерывный, если говорить по научному - "перманентный". Каталог List.ru, например, стремится добиться максимального удобства для посетителей, наша Листовка старается выходить каждый день с наиболее интересными статьями, а наш президент день и ночь трудится на благо страны, чтобы всем ее гражданам жилось лучше и лучше. Другое дело, что у всех это получается с разным успехом.

Впрочем, о делах государственных лучше мне сейчас забыть и вспомнить, что я - гид классической музыки. А в ней (какой элегантный подход к теме!) тоже хочется добиться большего: знать досконально ее историю, посещать все стоящие концерты и, конечно, прослушать как можно больше хорошей музыки. Однако на определенном этапе у многих меломанов возникает проблема: все "хиты" выучены наизусть, хочется чего-нибудь "свеженького", но вот чего именно - трудно сказать, а времени на поиски жемчужины среди посредственных сочинений нет.

Посему, хочу предложить вам небольшой список из 6 музыкальных произведений самых разных композиторов и эпох. Их объединяет одно - они малоизвестны широкой публике. Если вы прислушаетесь к моему совету и приобретете диск или кассету с одним из следующих произведений, то удовольствие гарантировано (здесь автор статьи надолго задумался над вопросом, насколько его мнение объективно, и насколько оно совпадает с мнением среднестатистического любителя классики, и какое из них важнее, и бывает ли вообще объективность в искусстве... впрочем, это уже тема для отдельной статьи).

А теперь, собственно, список:

Чайковский Чайковский. "Воевода"
Симфоническая баллада. Идет 12 минут (это так, к слову пришлось, а то вдруг вам станет жаль терять время).
Рекомендуемое исполнение: Александр Титов / Симфонический оркестр Санкт-Петербургской консерватории.
Сначала о грустном: автор уничтожил партитуру после первого же исполнения, сетуя на то, что в ней не видно его творческого роста, что она похожа как две капли воды на его предыдущие сочинения. Стоп! Только не думайте, что он был безусловно прав. "Воевода" - это, конечно, не "Ромео и Джульетта", но она действительно стоит того, чтобы познакомиться с ее великолепным музыкальным тематизмом.
Главный сюрприз: как ни хотел Чайковский уничтожить партитуру, ее, будто в хорошем детективе, восстановили по оркестровым голосам.

Скрябин. "Мечты".
Поэма для симфонического оркестра.
Рекомендуемое исполнение: что-то не припоминаю ничего хорошего. Редко исполняют.
Писать нечего - надо слушать. Раннее сочинение Скрябина, которое уже отражает все его будущие черты как симфонического композитора. Очень необычны ощущения, когда после нескольких минут музыки Скрябина ты получаешь больше удовольствия, чем от часа другой, менее талантливой.
Главный сюрприз: Скрябин может создать настоящий шедевр на две минуты не только для фортепиано.

Рахманинов Рахманинов. "Три русские песни для хора с оркестром".
Рекомендуемое исполнение: Дмитрий Китаенко / Академический симфонический оркестр Московской консерватории.
Одно из последних произведений, своеобразная ностальгия по родине, написанное в Америке, в конце 30-х годов, рядом с гораздо более известным произведением - 3 симфонией. Очень лиричное, приятное произведение.
Главный сюрприз: тоска по родине тоже может служить поводом для создания прекрасных партитур.

Джорж Гершвин. Концерт для фортепиано Фа мажор.
Рекомендуемое исполнение: Нью-йоркский филармонический оркестр / Zubin Mehta.
Очень весело и красиво. Особенно вам понравится, если вы неравнодушны к джазу.
Главный сюрприз: Гершвин написал не только "Голубую рапсодию".

Шнитке Шнитке. "Не по Шекспиру или никакого сна в летнюю ночь"
Рекомендуемое исполнение: Геннадий Рождественский / Государственный симфонический оркестр Министерства культуры СССР.
Само название уже подсказывает слушателю, что с ним сейчас будут заигрывать. Милая темка a la* Гайдн за 5 минут претерпевает все возможные видоизменения, включая сумасшедший марш, беззаботную арию и похоронную мелодию. Я бы охарактеризовал это произведение как "издевательство над бедной беззащитной темой", но, боюсь, меня не поймут солидные музыковеды.
Главный сюрприз: Шнитке тоже можно слушать (ай, караул, не бейте меня!).
* - a la (ит.) - в стиле (муз.)

Астор Пьяццолла. "Четыре времени года в Буэнос Айресе".
Рекомендуемое исполнение: Гидон Кремер и ансамбль "Кремерата Балтика".
Если вы не слышали этого - вы не слышали настоящего музыкального юмора. Пьяццолла создал великолепный цикл, который перекликается с "Временами года" Вивальди не только названием, но и составом оркестра, принципами строения формы и изложения материала. А к тому же - там действительно есть, что послушать. Энергия и выдумка композитора заставит вас, не отрываясь прослушать, все 4 концерта. Настроение поднимает на все 100%!
Главный сюрприз: танго тоже может быть классикой.

Андрей Рубцов. Oboist@chat.ru ©

Давайте обсудим увиденное!
Выскажите свое мнение, задайте вопрос, предложите тему

на главную | карта сайта | поиск | оркестр | композиторы | анекдоты 
mp3 недели и обзор | каталог ссылок | другие проекты | mail автора

 

 

TopList