Как,
Вы не любите Шнитке?!
мой взгляд на вопрос
N.B.: Любителям современной музыки и, конкретно, Шнитке рекомендую перед прочтением вспомнить о прекрасной ФИДОшной аббревиатуре IMHO, что расшифровывается как: "по моему скромному мнению". Это применимо в высшей степени и к моему обзору.
Альфред Гарриевич Шнитке сейчас
является самым известным и почитаемым российским композитором. После смерти
слава Шнитке возросла в несколько раз. Прошедший недавно фестиваль заставил
звучать музыку этого композитора в лучших залах Москвы. Газеты и журналы наполнились
очерками и статьями о нем. "Музыкант XXI века", "лучший композитор современности"
- такими титулами награждают его критики, обычно не щедрые на похвалу. Складывается
впечатление, что стало модно любить музыку Шнитке. А точнее, говорить
об этом, неважно правда это или нет.
У музыкантов сформировался четкий стереотип - музыка Шнитке понятна не всем
и если ты отказываешься признавать ее ценность и красоту - ты просто не дорос
до этого. Мол, станешь умнее, тогда и поговорим снова о нем, а заодно и о
всех современных композиторах. Шнитке в музыкальной среде стал в последнее
время таким же элементом имиджа, как "Мерседес" определенной модели у бизнесменов.
Неважно, что есть машины лучше - главное, выглядеть престижно в глазах тебе
подобных.
Явственней всего это проявляется в музыкальных беседах студентов или школьников.
Часто приходится слышать что-то наподобие: "да у нас сейчас в оркестре Реквием
Шнитке. Такая ерунда!" (это кто-нибудь из оркестрантов. По сценарию здесь
сразу же должен вступиться кто-то из более "высокопоставленных", теоретик
или композитор) - "Не понимаешь настоящей музыки - и молчи. Тебе она недоступна".
Остальные обязательно важно кивнут и разойдутся довольные друг другом. А простофиля
оркестрант ни капли не изменив своего мнения про композитора в следующий раз
отзовется о нем в совершенно в другом тоне.
Наверное, слишком простовато я обрисовал схему, но ведь именно по ней и происходит
"раздувание" личности или произведения искусства, именно так раскручивают
политических деятелей, эстрадных певцов, именно поэтому рождается сумасшествие
вокруг "черного квадрата" Малевича или "4:33" Джона Кейджа. Именно
таким образом поддерживается мнение о Николае Петрове как пианисте или Ростроповиче
как дирижере. Я не хочу сказать, "а король то голый", но все же меня
несколько смущает, что большинство не замечает некоторую скупость и блеклость
его одежды.
Хочу оговориться - Шнитке я знаю хорошо. Безусловно, я бы не решился написать
все, что собираюсь без того, чтобы не изучить его достаточно хорошо. Даже
во время печати этого очерка я слушаю самое сильное произведение Шнитке -
"Историю доктора Фауста", до сих пор пытаясь отыскать что-то, чего
не нашел.
Еще одна деталь - я считаю, что лучшим наследием Альфреда
Гарриевича были его
исследования и статьи, здесь его талант раскрывается в наибольшей степени.
Но, я о музыке. Итак, что так покорило слушателей не только России, но и всего
мира? Может, мелодии Шнитке? Может, они у него запоминаются легко и надолго
как у Россини? Может, проводятся так широко и певуче, что захватывает дыхание,
как у Чайковского? Нет. Я не могу назвать полноценной мелодией те связанные
друг с другом ноты у одной группы инструментов, которые не наполнены экспрессией,
которые не стремятся вперед, к определенной точке, которые не выстроены по
музыкальным законам, которые порой противоестественны. Мне неинтересно их
слушать и если я и запомнил что-то из них, то лишь благодаря тому, что они
повторялись большое количество раз, причем в узнаваемом виде без изменений
(8 симфония, начало). Борис Чайковский верно подметил, что порой кажется,
будто ноты в этих мелодиях могли бы с таким же успехом следовать в другом
порядке и с другим ритмом.
Может, Шнитке умел великолепно развивать материал? Гм… дело в том, что тип
развития, присущий Шнитке настолько микроскопичен и сложен, в нем используются
настолько малые составные интонации, что он просто не может быть услышан человеком
как нечто единое и осознаваемое. В лучшем случае - не с первого раза, в худшем
(т.е. не в худшем, а в самом трудном) - только с партитурой в руках и карандашом,
чтобы отмечать интонационные связи, пока ты не потерял музыкальную нить размышлений.
Должно быть, после Рихарда Штрауса, который довел развитие мелодии до невероятных
высот, разрабатывая и комбинируя каждую, даже самую мелкую интонацию (причем
у Штрауса это похоже скорее не на расшифровку чего-то непонятного, а на путешествие
в мир прекрасного, где тебя проводят через ряд прекрасных преобразований темы,
показывают тебе из чего она состоит и что можно с ней сделать, тонко играют
с ней и оставляют ощущение красивого волшебства. Причем "красота" здесь
- ключевое слово, я к нему еще вернусь) трудно придумать что-то новое, оригинальное
и достойное, но ведь нашли же свой мелодический стиль Вячеслав Артемов, Борис
Чайковский, Георгий Свиридов, Родион Щедрин etc.
Тогда, быть может, в своих симфонических произведениях Шнитке предстает прекрасным
знатоком оркестра, как Римский-Корсаков? Можно, можно конечно спорить на эту
тему, но для меня всегда использование огромного количества ударных, любовь
к кластерам и совершенно несбалансированным медным аккордам будет свидетельствовать
о слабости Шнитке как оркестратора. Впрочем, проблема здесь глобальней - хорошо
оркестрованное произведение, это произведение, которое (условно)
выстроено,
и гармонично, красиво звучит, в котором есть логика тембрового развития и
взаимодействия, а для Шнитке такие понятия как красота и гармония не являются
ориентирами (точнее говоря, этого не слышно из его музыки). Здесь мы подходим
к следующему вопросу:
Так может быть, музыка Альфреда Гарьевича просто красива и гармонична? Может,
она несет в себе заряд положительных эмоций? Может, она успокаивает, делает
нас более терпимыми? Может после всех этих, так любимых композитором "музыкальных
нечистот" (выражение не мое, а кого-то из кучкистов) и брутальных звучаний
наступает очищение, успокоение, некий катарсис как у Гия Канчели? Может, наперекор
всему проходит тема любви и надежды, которая побеждает условное зло?
Домашнее задание: ответить на эти вопросы самостоятельно, желательно,
после прослушивания произведений Шнитке. На выбор: любая из симфоний (лучше
из ранних), Реквием, История доктора Фауста, Concerto grosso №2.
P.S.: Что у Шнитке действительно великолепно получается, так
это внезапные островки стилизации под барокко. После малых секунд, тритонов
и септим это воспринимается как нечто совершенное и прекрасное…
И так обидно, когда это так быстро прерывается.
P.P.S.: А ведь кроме Шнитке в нашей стране творит столько хороших
композиторов…
Андрей Рубцов. Oboist@mail.ru ©
Материалы,
использованные для этой статьи были сперва опубликованы в Листовке -
Давайте
обсудим увиденное!
Выскажите свое мнение, задайте вопрос, предложите
тему
на
главную | карта сайта | поиск
| оркестр | композиторы |
анекдоты
mp3
недели и обзор |
каталог ссылок | другие
проекты | mail автора