Т у б а
портрет инструмента

В первой половине XIX века в Европе завершалось становление романтизма. Результатом этого процесса стал ряд музыкальных реформ. Композиторов-романтиков не устраивали классические средства музыкальной выразительности. Будучи стилем ярких контрастов, неразрешимых конфликтов и тончайших оттенков, романтизм выдвинул новые требования и в первую очередь к составу симфонического оркестра, к исполнительскому мастерству музыкантов.

Именно на этот период времени (20-40-е гг. XIX в.) приходятся все самые значительные изобретения в области духовых инструментов. Теобальд Бём совершенствует механизм деревянных духовых, П. Ридль изобретает поворотный вентиль, и медные получают хроматический строй, Адольф Сакс задумывает создать инструмент, который свяжет медную и деревянную группы, и, наконец, именно в это время все европейские мастера пытаются найти то, что дало бы полнозвучный и подвижный бас группе медных.

туба В 1835 году немецкие мастера Виприхт и Мориц из Веймара изобрели инструмент, который назвали "туба" (лат. tuba – труба). Первая туба имела очень резкий и тусклый тембр, а несовершенный в то время вентильный механизм сводил к минимуму техническую подвижность. Решив, что конструкция по сути неудачна, мастера предали модель забвенью и перешли к поискам других путей.

На самом деле проблема была в неудачных мензурных соотношениях, что и доказал всё тот же Адольф Сакс, заинтересовавшийся "жертвой" немецкого эксперимента. В итоге ему и принадлежит заслуга в создании тубы того типа, который мы знаем сегодня.

Бороться за место под солнцем и добиваться признания новорожденной не пришлось. Возможности нового инструмента сразу же привлекли внимание композиторов. Первым в симфонический оркестр ввёл тубу Рихард Вагнер. Двадцатого января 1843 года на премьере оперы "Летучий голландец" публика впервые услышала в составе оркестра тубу (хотя сама опера, как известно, была написана в 1841 году). Правда, сейчас можно встретить тубу и в более ранних партитурах, но это всего лишь поздние инструментовки или замена тубой вышедших из употребления серпента и басового офиклеида.

В вагнеровском оркестре туба составляла самостоятельную группу из четырёх инструментов, а иногда и шести. Вагнеру же принадлежит изобретение "вагнеровской" тубы (другие названия - "валторновая", "байрейтская" туба). Этот инструмент правильнее было бы назвать "бас-валторна", так как он является басовым голосом группы валторн и относится к их семейству.

Solo тубы в произведениях Вагнера - тема отдельная. В процессе их изучения или исполнения невольно привлекают к себе внимание глубокие знания Вагнера о характерных возможностях этого непростого инструмента, мастерское применение различных его сторон. Есть solo лирические и проникновенные, есть героические и пафосные, есть трагические. Но во всех случаях это - solo, содержащее в себе внутреннюю силу, динамику и нежность, что и является сутью тубы как инструмента. Сам Вагнер не играл на тубе, но великолепно чувствовал её, что позволяет говорить о нём как о блестящем мастере оркестровки. Его наследие является для тубистов, пожалуй, самым значительным и качественным. (Дабы не быть обвинённым в вагнеризме, спешу оговориться: все мои дифирамбы Рихарду Вагнеру имеют отношения к его творчеству, но не к его личности.)

Красиво и грамотно использовали тубу Малер, Рихард Штраус, Стравинский, Равель, Прокофьев и Шостакович. Большинство остальных композиторов, к сожалению, воспринимали её только как басовый голос в аккорде тромбонов и педаль в крайнем нижнем регистре. Естественно, исполнять такие партии доставляет мало удовольствия. Примитивность большинства партий, минимальные технические требования, лёгкость в освоении начального этапа - всё это не замедлило сказаться на общем исполнительском уровне тубистов. Очень часто даже в филармонических коллективах можно встретить людей, которые играют на тубе откровенно плохо. В этом и кроется причина распространенного мнения о тубе как об инструменте неуклюжем, несовершенном и даже смешном. Семейство тубы довольно велико. Ещё в XIX веке были сконструированы тубы всех возможных строев. На сегодняшний день наибольшее распространение имеют тубы in B, in C, in Es и in F. Обычно в распоряжении исполнителя находятся несколько туб разных строев, и он (или дирижер) решает, на какой тубе он будет играть конкретное произведение, исходя из регистра партии. В России весь репертуар исполняется на тубе in B, туба in Es считается непрофессиональной и применяется только в самодеятельности, в военных оркестрах, а также в учебных целях.

Нельзя не сказать ещё о двух разновидностях тубы - геликоне и сузафоне. Геликон (практически вышедший из употребления) имеет, как правило, строй тубы in F, его форма адаптирована для игры верхом на коне. Этот инструмент был изобретён в России в конце XIX века и применялся в кавалерийских оркестрах. Сузафон (назван по имени изобретателя Д. Сузы, американского композитора и дирижёра, автора знаменитейшего марша "Звёзды и полосы") имеет строй тубы in B, его конструкция удобна для игры на ходу. Распространён в крупных военных оркестрах. К семейству тубы относится и отсутствующий в России эуфониум (в Европе его ещё называют теноровой тубой.) По строю этот инструмент соответствует нашему баритону, но имеет иные мензурные соотношения.

Какого бы строя ни была туба, нотируется она всегда в басовом ключе и не транспонируется. Исключения составляют партитуры брасс-бэндов (оркестров медных духовых инструментов, необычайно популярных в Северной Европе). Здесь существует загадочная практика нотирования тубы в скрипичном ключе и отдельного транспонирования тубы каждого строя. Ничего, кроме дополнительных сложностей, это не даёт.

Туба По объёму технических возможностей туба нисколько не уступает другим медным духовым инструментам. Помимо традиционных штрихов широко используются двойное и тройное staccato, frullato, в след за трубачами тубисты овладели приёмом glissando, отдельные исполнители владеют перманентным дыханием. В последние десятилетия композиторы не стесняются писать для тубы двухголосие. В современных партитурах можно встретить такие цирковые приёмы, как хлопанье ладонью по мундштуку (получающийся звук похож на щелканье по включенному микрофону) а также "базинг" (игра на одном только мундштуке без тубы).

Конкретного диапазона туба, как и все медные, не имеет. В каденции "Тубанетты" Пауэра для тубы и фортепиано композитор требует от тубиста исполнения гаммы си бемоль мажор в четыре октавы. Этим примером условно определяется рабочий диапазон тубы.

Тембр тубы очень насыщенный, плотный, мягкий, легко управляемый. Верхний регистр практически полностью играется на натуральных обертонах, звук похож на валторновый. Этот регистр представляет собой большую сложность в исполнении и требует ежедневного тренинга. Не случайно именно по качеству звучания "верхов" часто определяется уровень мастерства исполнителя-медника. Хрестоматийное соло тубы в верхней тесситуре - "Картинки с выставки" Мусоргского-Равеля.

Средний регистр - самый удобный, звучный и подвижный. В нём наиболее чётко прослушиваются все виды штриховой техники. Тембр близок к тромбоновому, но более густой и сильный. Такое звучание использовали в своих произведениях Верди и Брукнер.

Нижний регистр в различных нюансах звучит по-разному. На pianissimo он бархатный, шелестящий и самый насыщенный обертонами. Именно это качество тубы можно встретить в концертах и симфониях Рахманинова. На forte к густому тембру добавляется металлический блеск. Звук будто не умещается в инструменте, и туба начинает мелко дрожать по всей своей длине. Этот очень характерный нюанс широко применяется в современной музыке. Такую "рявкающую" тубу можно услышать, например, в финале песни группы Beatles "Yellow Submarine" в инструментовке Джорджа Мартина для Лондонского филармонического оркестра.

О тембре нижнего регистра следует сказать ещё и то, что он является причиной появления тубы в симфоническом оркестре. Кроме тубы, крайние нижние ноты могут извлекать ещё контрафагот и пяти-струнный оркестровый контрабас - сегодня их можно встретить только в очень больших оркестрах.

Наиболее полно возможности тубы раскрываются в составе брасс-квинтета (две трубы, валторна, тромбон и туба). Этим коллективам доступно исполнение абсолютно любой музыки. Лучшим из таких составов по праву считается "Canedien Brass". В его репертуаре есть и фуги Баха, и камерные произведения Моцарта, и сцены из различных опер, не говоря уже о джазовых композициях. К исполнительскому уровню музыкантов брасс-квинтетов предъявляются очень высокие требования, так как им приходится играть партии самых различных инструментов (а то и хоровых и вокальных голосов), совершенно не учитывающих специфику медных духовых. Далеко не каждое музыкальное учреждение, будь то филармония или консерватория, имеет возможность собрать пятерых хороших музыкантов в брасс-квинтет.

За последние двадцать лет произошёл стремительный рост мирового исполнительского уровня игры на тубе. В первую очередь это связано с организацией Всемирного братства тубистов (T.U.B.A. - Tubists Universal Brotherhood Association). Оно образовалось в июне 1976 года и с тех пор все тубисты мира собираются три раза в год: на фестиваль, конкурс и методический семинар. Дополнительно к этому аналогичные мероприятия проводятся в каждой стране отдельно. Кроме России.

T.U.B.A. принимают в свои ряды не только тубистов- профессионалов, но и любителей, и просто интересующихся. Четыре раза в год выходит журнал на английском, французском, немецком и японском языках. В Internet также есть страницы организации (www.tubaonline.com
- давно, правда не существует - прим. Андрея Рубцова).

С T.U.B.A. тесно сотрудничают фирмы по производству музыкальных инструментов. Учитывая пожелания профессионалов, такие предприятия как Mirophon, Yamaha, Besson, и другие выпускают тубы самого высокого качества. Появление пластиковых сузафонов фирмы Yamaha (вместо очень тяжёлых медных) - результат рекомендаций музыкантов.

Туба - редкий инструмент. В симфоническом оркестре используется только одна туба, в духовом - две. В любой консерватории редко учатся одновременно больше трёх-четырёх тубистов. Для тубы написано довольно мало оригинальных сольных произведений, большая часть репертуара состоит из переложений. В России очень редко можно услышать солирующую тубу на концерте, и совсем нет аудиозаписей. Правда, в последние годы наметилась тенденция развития культурных связей между нашей родиной и цивилизованным миром. Благодаря этому процессу тубисты всё-таки получили возможность услышать хотя бы на кассетах таких великих мастеров как John Fletcher (первый исполнитель "Полёта шмеля" на тубе), Samuel Pilafian (непревзойдённый джазовый тубист-солист и по совместительству нынешний президент T.U.B.A.). Хочется надеяться, что когда-нибудь будет переведена на русский язык книга о тубе Арнольда Джекобса - крупнейшего педагога-тубиста, к сожалению, недавно ушедшего из жизни.

Материал предоставлен Александром Пальгуевым.

главная | карта сайта | оркестр | композиторы | анекдоты
обзоры
| каталог ссылок | другие проекты | e-mail автора

TopList