MP3 и пара слов
тринадцатый выпуск


1 апреля 2001:

Всем привет!

Я прервал очередность выпусков Weekly из-за события, с освещением которого просто нельзя было медлить. Тем более, что уже через несколько дней громкими заголовками будут усеяны все газеты, а я могу в силу определенных обстоятельств, которые опишу ниже, обрадовать уже сейчас.

Вчера я получил e-mail от Макса Линевега (Max Lienevegh), студента Лейпцигской консерватории, сына и помощника Йорга Линевега (Yorg Lienevegh), главного смотрителя Историко-краеведческого музея Готы. Макс, с которым я познакомился во время мастерклассов в Лейпциге, просил не сообщать источника, так как публикация любой информации в прессе официально запрещена до выхода в свет очередного номера научного журнала - вестника архивов и музеев (необходимое условие, поставленное меценатами). Однако информация уже кое-где просочилась и слухи достигли даже некоторых закрытых дискуссионных листов о барокко, к тому же, запрет накладывается лишь на англоязычные публикации, так что приведенная здесь информация практически полностью легальна.

Итак, 19 марта Историко-краеведческий музей Готы получил в дар (по завещанию) частный архив. Архив не слишком большой, в него в основном входит частная переписка. Однако при осмотре главный смотритель музея (и куратор нотных архивов Карл Мюллер [Karl Muller]), обнаружили рукописную партитуру. Сперва они решили, что это какое-то недоразумение - титульный лист гласил "Страсти по Луке", тем более, что почерк был совершенно не похож на Баховский. Однако первичный анализ музыкального материала заставил их немедленно связался со специалистами из Лейпцигской консерватории.

Каково же было удивление и восторг... когда оказалось, что это, по всей видимости - они и есть. Карл Мюллер предполагает, что кто-то из музыкантов по той или иной причине переписал партитуру и сохранил у себя (тем более удивительно, что она сохранилась до наших дней) - в пользу этого предположения говорит, что партитура (сделанная не Бахом, как я уже писал ранее, но анонимным переписчиком) находилась вместе с одним из тех считавшихся утерянными буклетов с либретто: либретто гласило, что это текст "Страстей", представленных в 1717 году во дворцовой церкви Готы - текст отпечатанного либретто и текст в партитуре полностью совпадают.

Обратимся к истории:

В Некрологе И.С.Баху сказано, что он был автором пяти "Страстей" (Пассионов). Какие страсти имелись ввиду, современным музыковедам ясно не до конца. Сохранились лишь Страсти по Иоанну, по Матфею и либретто страстей по Марку, хотя музыка страстей по Марку частично восстановлена, поскольку там использовалась музыка из других сочинений Баха. Все эти страсти были представлены в Лейпциге.

Есть также загадочные "Веймарские страсти". Дело в том, что в 1717 году Бах (тогда занимавший пост концертмейстера Веймарского двора) был специально приглашен в город Готу, исполнить музыкальные Страсти в дворцовой церкви в Страстную пятницу 26 марта, поскольку местный придворный саксонско-готтский капельмейстер, Кристиан Фридрих Витт, был при смерти - Бах был призван заменить его.

Представление состоялось: мы знаем о нем по бухгалтерской книге - Бах получил 12 талеров за исполнение, а также 20 буклетов (либретто) этих страстей были отпечатаны для придворной капеллы в Готе. Как ноты, так и все либретто считались полностью утерянными и вот теперь была обнаружена не только полная партитура, но и один из 20 буклетов, который практически неоспоримо доказывает подлинность страстей, написанных 32-летним Бахом в 1717 году.

Позднее, когда композитор был в Лейпциге, музыка этих "Веймарских" страстей была (частично) использована во Второй редакции Страстей по Иоанну и в одной из духовных кантат.

Итак, нет никаких сомнений, что мир обрел наконец те самые "Веймарские страсти", написанные 32-летним Бахом. Остается только вообразить себе, насколько это всколыхнет интерес ко всему творчеству Баха в целом и как будут бороться ведущие коллективы мира за право первыми исполнять "Страсти по Луке".

Поздравляю всех вас с этим прекрасным событием!

Дальнейшее обсуждение этой темы - в форуме ru_classic. Вы также можете оставить свое мнение в гостевой.

Всех попавшихся - с 1 апреля! :-)

На этой неделе мы слушаем:
Моцарт. Квартет для флейты и струнных. 1 часть.
Исполнители:

William Bennett (флейта) и Grumiaux Trio [Arthur Grumiaux, Georges Janzer и Eva Czako]

Размер:

7.7 MB

Время:

7:??

Формат:
128 kbps, 44.1kHg stereo
Качайте:

нажми меня!

Каждый файл доступен для скачивания немногим больше недели, поэтому не удивляйтесь, если он будет не найден. Ссылки на свежие выпуски можно всегда найти здесь.


Андрей Рубцов

Обсудим прочитанное?
Выскажите свое мнение, задайте вопрос, сообщите новость...

К сожалению, выпуски новостей были прекращены.
Теперь ежедневные новости о классике вы можете найти на
News @ oboe.ru!

на главную | карта сайта | поиск | оркестр | композиторы | анекдоты 
mp3 недели и обзор | каталог ссылок | другие проекты | mail автора

 

 

TopList